Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мотивация – источник активности и направленности на предметы и явления действительности. Именно поэтому проблема мотивации в процессе обучения характерна для каждого школьного предмета. Существует некоторое количество приёмов и способов её повышения в соответствии со спецификой определённого предмета. Однако, особо остро стоит проблема мотивации к изучению иностранных языков и английского в том числе.
Язык выступает самым важным средством общения между людьми, без которого человечество не может существовать полноценно. В связи с процессом глобализации потребность в овладении английским языком для осуществления практической деятельности определённо возросла. Целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, иными словами, способности и умению осуществлять общение как посредственное (диалог), так и опосредованное (письмо и чтение). Иностранному языку выделяется важнейшая роль в становлении личности современного человека, так как именно знание иностранных языков обеспечивает доступ к духовным богатствам других народов мира и повышает уровень гуманитарного образования обучающегося.
Стоит отметить, что в начале обучения английскому языку у детей фиксируется повышенная мотивация к познавательной деятельности. Но постепенно настрой обучающихся и отношение к предмету меняются. В итоге, мотивация может уменьшиться, активность пропасть, а успеваемость ухудшиться. Поэтому формирование и повышение мотивации принято считать важнейшей составляющей процесса обучения.
Актуальность данной проблемы, обусловленная поиском способов формирования мотивации при изучении иностранного языка на основе рассмотрения, что есть мотивация в целом и какие пути её повышения существуют в современных методиках.
На сегодняшний день существует множество различных средств обучения иностранному языку, которые призваны помочь учителю и учащимся в формировании умения воспринимать речь на слух. Например, таким средством являются видеофильмы, которые позволяют учителю формировать умения аудирования, а также способствуют созданию ситуации реального общения на уроках иностранного языка.
Объектом данного исследования является мотивация и процесс формирования мотивации младших школьников к изучению иностранного языка.
Предметом исследования является использование видеофильмов как средство повышения мотивации учащихся средних классов к изучению английскому языку.
Цель исследования: теоретически обосновать использование видеофильмов как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка.
Задачи исследования:
- Изучить проблемы учебной мотивации и её роль в процессе обучения;
- Исследовать специфику предмета «Английский язык»;
- Выявить особенности формирования мотивации на разных стадиях обучения английскому языку;
- рассмотреть особенности отбора видеофильмов и методик работы с ними;
- разработать план-конспект урока английского языка с использованием видеоматериалов.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы работы, как метод анализа и обобщения методической литературы, психологических словарей, материалов сети Интернет, сравнения.
Практическая значимость: возможность использования данного исследования в курсах лекций по методике преподавания иностранных языков, а также применения на уроках английского языка в СОШ обеспечивает практическую значимость данной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, после каждой из которых делаются выводы, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты мотивации обучающихся на уроках английского языка
1.1 Понятие «мотивация» в учебном процессе
Вопросами мотивации занимались многие отечественные и зарубежные методисты, педагоги и психологи, среди которых И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Н. М. Симонова, З. Дёрнеи, Р. Гарднер и многие другие. В связи с этим существует большое количество подходов к пониманию сущности мотивации, её природы и структуры.
В психолого-педагогической литературе мотив определяется как побудительная причина действий и поступков человека, исходящих из стремления удовлетворить свои потребности. Л. И. Божович рассматривал в качестве мотивов предметы внешнего мира, идеи, представления, а также эмоции и чувства (Божович 1972).
Опираясь на работы А. А. Алхазишвили, И. А. Зимней, Н. М. Симоновой, занимавшихся психологическими аспектами мотивации, было выявлено несколько трактовок понятия мотивации как психолого-педагогического явления:
1) внутреннее состояние человека, которое побуждает его совершить какие-либо действия, чтобы удовлетворить потребности (Зимняя 1991: 24);
2) совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность (Алхазишвили 1971: 183);
3) психологический процесс, преобразующий внешние воздействия во внутреннее побуждение (Симонова 1982: 20).
Таким образом, под мотивацией стоит понимать совокупность внешних и внутренних движущих сил, «стимулов», побуждающих человека к реализации тех или иных влечений и потребностей через действия или поведение.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агеенко Н. В. Способы преодоления трудностей при обучении аудированию // Образование в современном мире : роль вузов в социально-экономическом развитии региона. - 2014. - С. 272-274;
2. Алхазишвили А. А. Мотивационная основа обучения устной иностранной речи. Ученые записки МГТИЯ им. М.Тореза. М., 1971. - Т. 60. - С. 180–186.
3. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка. Изучение поведения детей и подростков. М., «Педагогика», 1972. - 352 с.
4. Васильева М. М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. М.: Педагогика, 1988. - 131 с.
5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. - С. 175 – 181;
6. Гатовская Д. А. Обучение аудированию на уроках английского языка // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - № 48. - С. 29-33;
7. Гуняшова Г. А. Использование видеоматериалов в обучении аудированию на уроке иностранного языка // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 2-3. - С. 34-37;
8. Зайцева М. В. Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД «Первое сентября», 2003.- 23 с.
9. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
10. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2012. - 512 с.
11. Исламова Э. М. Трудности при обучении аудированию на занятиях английским языком и пути их преодоления // Инновационная наука. - 2015. - № 10-3. - С. 107-110;
12. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002 С.124 – 139;
13. Мильтруд Р. П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. пособие для вузов. М.: Дрофа, 2005. - 253 с.
14. Косачёва И., Косачёва Ю. Использование аутентичных видеокурсов в обучении английскому языку // Английский язык. - №3. - 2006;
15. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: Учеб. пособие для вузов / Е. Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2004. - С.98 – 112.
16. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2008. - 272 с.
17. Симонова Н. М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: диссертация кандидата психологических наук. М., 1982. - 172 с.
18. Синельников А. П. Психология обучения иностранным языкам. Х.: Изд. группа «Основа», 2011. - 128 c.
19. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
20. Dörnyei Z. (ed.) Motivational Strategies in the Language Classroom. Cambridge University Press, 2001. - 163 p.
21. Werner B. A theory of motivation for some classroom experiences // Journal of Educational Psychology. 1999. - 240 p.
Список используемых материалов
22. «Книга джунглей» на английском языке URL: http://lelang.ru/english/films/kniga-dzhunglei-na-anglijskom-yazyke-s-subtitrami/